10 августа 1941 года с интервалом в несколько минут в небо над военным аэродромом в г. Пушкине под Ленинградом взмыли 10 бомбардировщиков 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Одним из них управлял сам командир дивизии, легендарный полярный летчик, Герой Советского Союза М.В. Водопьянов. Флаг-штурманом его экипажа был Александр Павлович Штепенко. Целью этого боевого вылета самолетов дивизии был Берлин.
12 августа на страницах газеты «Красная звезда» появилась статья «Налет советских самолетов на район Берлина», в которой говорилось: «Сброшены зажигательные и фугасные бомбы большой силы. В Берлине вспыхнули большие пожары и наблюдались серьезные взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы, за исключением одного самолета, который разыскивается». Подлинная информация на долгие годы оказалась под грифом «совершенно секретно». Самолет М.В. Водопьянова после успешного выполнения задания совершил вынужденную посадку на оккупированной территории. Экипаж только через два дня вышел к своим. Видимо, именно его и имела в виду «Красная Звезда».
О том, как все было на самом деле, свидетельствуют бортовые журналы, маршрутные листы, записные книжки и дневники из личного фонда А.П. Штепенко, хранящегося в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ):
«В 21 ч. 39 м. на Н-4500 м был над исходным ориентиром, откуда на нас пытались стрелять холостыми выстрелами и от некоторых мы избавились одной ракетой… Следующий ориентир встретил нас таким жестоким огнем без всякого предупреждения, что мы еле успели унести от него наши крылья, благодаря М.В.[Водопьянову], который первый обнаружил огонь и своевременно отвернул в сторону… Через три с половиной часа полета под нами ясно видна береговая черта… И в это время что-то получилось неладное с правым крайним мотором и пилоты жалуются на плохую управляемость машины, и на сильный угар… Машина плохо держит курс и пилоты…, не видя приборов, ведут самолет, лишь бы не свалиться, а я, не отрывая глаз от компаса, кричу летчикам сколько завернуть вправо или влево… Капитан показывает, что надо выше идти, и ничего капитан не знает, что мы идем на трех моторах и того, что пилот задыхался в дыму и того, что и у меня, и у самого капитана кислород на исходе… Часы показали 01 ч. 55 м. 11-го августа, расчетное время для подхода на цель… Легкое нажатие кнопки и одна за другой вниз полетели наши гостинцы, после чего команда пилотам развернуться на обратный курс… Забегали прожектора, засверкали разрывы снарядов по нашему боевому курсу, но мы шли уже обратно и вскоре были недосягаемы. …горючее катастрофически убывает... самолет неуклонно сыплется вниз, туда, где сейчас все в огне, и где ничего не поймешь, где наши, а где ваши. …По моим предположениям от места посадки самолета нам следовало пройти около 30 км к морю – к спасению, и я всячески, идя впереди, нажимал, чтобы к вечеру добраться к своим… В ногах наше спасение, и я еще, и еще раз вспоминал посадку М.В., в результате которой среди нас нет раненых…».
Будущий штурман полярной авиации Александр Штепенко родился в 1904 г., в селе Великомихайловка Екатеринославской губернии. В 1926 г. был призван в Красную армию, служил на Черноморском флоте. После окончания школы радистов в Кронштадте направлен в Севастополь командиром отделения по радио в гидроавиацию. В 1933 г. он был переведен в Москву в НИИ ВВС. С 1934 г. по июль 1941 г. участвовал в пятнадцати арктических воздушных экспедициях полярной авиации Главсевморпути. В их числе было восемь летных экспедиций на гидросамолетах (летающие лодки) с основной задачей производства ледовых радиоразведок и проводки кораблей во льдах Северного Ледовитого океана. В 1937 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени за участие в первом трансарктическом воздушном перелете в зимних условиях в Арктике. В 1939 г. окончил Курсы высшей подготовки штурманов при Военно-воздушной инженерной академии. Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг.
В одном из боевых вылетов осенью 1941 г. А.П. Штепенко совершил еще один уникальный штурманский подвиг. При сильном боковом ветре сумел сбросить 10 бомб точно по длине движущегося эшелона с боеприпасами. В мае 1942 г. капитан Штепенко в качестве штурмана экипажа (командир майор Э.К. Пусеп, вместе с которым он летал на Берлин) на бомбардировщике «ТБ-7» участвовал в выполнении правительственного задания по доставке советской делегации во главе с наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым в США рискованным маршрутом через Атлантику, с промежуточными посадками в Шотландии, Исландии и Канаде. Возвращение из Америки оказалось еще труднее. Между Ньюфаундлендом и Гренландией самолет попал в сложную метеорологическую обстановку. Началось его обледенение, пропала связь с внешним миром. Самолет пробивался вслепую, но А.П. Штепенко ни разу не уклонился от правильного курса. За успешно выполненный, сложный и опасный перелет А.П. Штеменко было присвоено звание Героя Советского Союза.
До конца 1945 г. Штепенко служил в авиации дальнего действия. Совершил более 100 ночных вылетов. В феврале 1946 г. в звании подполковника вернулся в полярную авиацию Главсевморпути на должность главного штурмана. За последние десять лет службы участвовал во всех высокоширотных воздушных арктических экспедициях и в высадке всех послевоенных дрейфующих станций в центре Арктики от СП-2 до СП-7. За все время службы Штепенко налетал два миллиона километров и был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени.
Автор: М.М. Альтман, к.и.н., Российский государственный архив экономики (РГАЭ).
Заглавное изображение: Википедия.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: