С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы.
Истоки происхождения русского ювелирного искусства лежат в Византии. В XI-XII вв. мастера золотого и серебряного дела Киевской Руси переосмыслили древнюю художественную культуру Византии, добавив собственную оригинальность стиля, и уже создавали изделия из драгоценных металлов – перегородчатые эмали на золоте, чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей. Славились своими изделиями и серебряники Владимиро-Суздальской земли.
Монголо-татарское нашествие не только уничтожило множество памятников русской культуры и искусства, оно смело с лица земли и мастерские, где создавались эти памятники. Золотых и серебряных дел мастера были перебиты или уведены в плен.
Постепенно возрождалось художественное мастерство. Многие русские правители – от великих князей XV в. до императоров XVIII в. отправляли послов в Западную Европу для поиска и найма искусных ювелиров и посылали отечественных мастеров за границу для обучения. Конец XV – начало XVI вв. можно назвать периодом окончательного восстановления после варварских потрясений и расцвета русского ювелирного искусства: мастера серебряного и золотого дела в своих работах использовали техники эмали, черни, резьбы, литья, басмы и скани.
Представители воцарившейся в начале XVII в. династии Романовых приложили много усилий для преодоления экономического кризиса и восстановления государства после польско-шведской интервенции. Одним из важных шагов было воссоздание и стремительное развитие Золотой и Серебряной палат, которые уже в первой трети XVII в. насчитывали многочисленных мастеров различных специальностей из разных регионов страны. Мастера-серебряники и золотари нередко переходили из одного города в другой временно или навсегда, перенося с собой местные оттенки художественной культуры и особые приемы мастерства.
Изделия этого периода в изобилии украшены самыми разными орнаментами, навеянными опытом ювелиров Запада и Востока и умело интерпретированными русскими мастерами: диковинными птицами и животными, растениями, геометрическими узорами. Преодолевая большие технические трудности, мастера совершенствовали свои навыки, осваивали новые способы обработки драгоценных металлов, развивали художественные течения. Имена выдающихся ювелиров этого периода часто не известны широкой аудитории; многие годы искусствоведы и историки посвятили изучению и установлению авторства тех или иных изделий – ярчайших представителей русской ювелирной школы.
В этот же период было введено установление пробы и клеймение изделий из драгоценных металлов, окончательно оформленное юридически в 1700 г. указом Петра I «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм…». В результате масштабных преобразований Петра I изменился образ жизни русского человека – реформа костюма 1700 г. требовала новых украшений – и в обиходе людей стали появляться привычные для европейцев, но не известные ранее русским людям диадемы, запонки, броши, пряжки для платьев и обуви. Именно в XVIII в. русское название «серебряных и золотых дел мастер», сменилось на европейское укороченное «ювелир». Новая столица – Санкт-Петербург – стала центром русского ювелирного искусства XVIII-XIX вв., в который стремились мастера из многих городов и стран. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в русское декоративное искусство.
Петербургские золотых дел мастера и ювелиры Иероним Позье, Жан-Пьер Адор, Георг-Фридрих Экарт и другие выполнили в XVIII в. много высококачественных работ, среди которых одна из самых роскошных и прекрасных – корона Екатерины II, сделанная в 1762 г. Наряду с широко известными, исключительно пышными, бытовавшими при дворе и в великосветских кругах драгоценными предметами, авторы которых шли в общих формах и декоре в ногу с мастерами Западной Европы, в Российской империи трудились и мастера более скромные, обслуживавшие более широкие слои населения и в значительной степени сохранявшие и развивавшие исконно русские традиции в своих изделиях.
В XIX в. русское ювелирное искусство развивалось в рамках общеевропейской традиции и практики. Это отражалось и в ассортименте ювелирных изделий и в их стилистической связи с основными стилями эпохи – от ампира до модерна. Одной из главных и характерных особенностей развития ювелирного дела в это время в России стало создание крупных фабрик – Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Карла Болина, Игнатия Сазикова и др. Индивидуальное производство, характерное для ювелирного дела XVIII в., практически не осуществлялось: мастера-одиночки, не входившие в штат крупных предприятий, объединялись в артели или небольшие ювелирные мастерские.
Разные фирмы и артели конкурировали друг с другом, постоянно изобретали новые украшения, дизайн и технику обработки драгоценных металлов, стараясь идти в ногу с модными тенденциями, а иногда и опережая их. Наряду с вещами заказными и дорогими в больших количествах выпускались дешевые украшения для массового потребителя.
Оправившись от революционных потрясений первой четверти XX в., в 1930-е гг. происходит расцвет ювелирной промышленности молодого советского государства. Советские украшения не отличались особой изысканностью и разнообразием: вся продукция выпускалась для потребителя с непритязательным вкусом, а стилистика базировалась на образцах и изображениях конца XIX – начала XX вв. Города с сильной дореволюционной традицией зачастую выдавали лучшие изделия.
Заводы, созданные преимущественно на основе национализированных предприятий крупнейших ювелиров Российской империи, работали ударными темпами, производя перечень наиболее востребованных моделей ювелирных изделий: ювелирный завод «Русские самоцветы», Костромской ювелирный завод, Бронницкий ювелирный завод, Свердловский ювелирный завод и др. Многие из этих предприятий продолжают свою деятельность и в наши дни.
Однако, несмотря на кажущийся простым дизайн украшений, в ювелирном искусстве отражалось богатство культуры и разнообразие регионов СССР: в Ленинграде производили украшения с горным хрусталем, в Таллине – с эмалью, а в Свердловске – с самоцветами.
В СССР существовали также мастерские при художественных фондах, изготавливавшие настоящие произведения искусства. Такие вещи не доходили до покупателей — их показывали на выставках, но иногда их дизайн перерабатывали и пускали в тираж. Помимо этого, отдельными мастерами изготавливались на заказ и для продажи в других странах штучные, редкие экземпляры украшений. Драгоценности из СССР ценились и в Европе за высокое качество ювелирных сплавов, одну из лучших в мире огранок, квалификацию ювелиров. Мода циклична и многие модели дореволюционных и советских украшений сегодня переживают второе рождение, вдохновляя современных мастеров русского ювелирного искусства.
Изображение (фото): Дзен
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: