О самой распространенной патологии "идеальных" родителей современности, а также о главной задаче будущих родителей рассказала ведущий украинский психоаналитик, сертифицированный специалист Европейской Конфедерации Психоаналитических Психотерапий, член Украинской Ассоциации психоанализа Школенко Ольга Викторовна. Материал подготовлен в рамках спецпроекта "Научный подход к воспитанию", инициированный пространством возможностей PsyHUB.
В мире переизбытка всевозможной информации, мы постоянно сталкиваемся с проблемой безграничного выбора. Пытаясь составить представление о самой, казалось бы, элементарной вещи, вдруг сталкиваешься с таким количеством разностей, частностей и деталей, без полного погружения в которые, сделать хоть какой-нибудь выбор не представляется возможным. Тогда мы сталкиваемся либо с необходимостью потратить время и силы и изучить вопрос, либо ищем того компетентного «эксперта», мнению которого мы станем доверять.
Причем, сферы осведомленности все больше дробятся - эксперты множатся. Любое наше намерение проходит тщательную фильтрацию соцсетями, форумами и чатами, советами и рекомендациями бывалых. Мы вынуждены составлять мнение и принимать, порою, жизненно важное решение, опираясь на чужой опыт, предостережение или одобрение. Отзывы и оценки настолько противоречивы, что, порой, мы теряем любые ориентиры.
И со всеми этими сложностями мы сталкиваемся день ото дня. Это пример конкретных ситуаций, а как же быть с теми вещами, которые протяженные во времени или индивидуальны по назначению?
Нас учили, что критерием истины есть практика. Воплощение теории в жизни. Но есть такая составляющая человеческой жизни, где мы раньше «практикуемся», а потом «учимся». Школа жизни - это сама жизнь.
Мы не осознавали, в каком грандиозном и мегаважном проекте принимали участие, пока были его непосредственными участниками – растущими и развивающимися детьми. Став взрослыми, мы можем оценить свой «багаж» - вложенные в нас родителями полезные и вредные представления, впечатления, переживания, привычки – которые, по сути, и стали нашим Я.
Лишь достигнув зрелости, нам становится очевидным странный парадокс: многие становятся родителями совершенно не заботясь о своей «родительской» компетенции. Все имеют детей, но не все имеют талант воспитателя. Но самое печальное – большинство даже не утруждает себя такими «глупостями».
Что же получается? Мы готовы часы и дни тратить на выбор подходящей бытовой техники, отеля для отдыха или удовлетворения любой другой потребности, но считаем себя «экспертами» в воспитании потому что «все само собой как-то сложится», «воспитали нас, воспитаем и мы» и пр.
Главная задача будущего родителя – определить насколько эмоционально зрелой личностью он есть? Честно и без иллюзий.
Как считает французский психоаналитик Жизель Аррюс-Ревиди: «Зрелость, незрелость и сверхзрелость – три слова, которые определяют эволюцию индивида и общества. В них заключено все…»
Люди взрослого возраста, создавшие семью, зарабатывающие на жизнь, кормят, одевают своих детей. Водят их в сад или школу, устраивают в дополнительные секции и кружки. Отправляют на изучение языка за рубеж и откладывают деньги на университет и бизнес. Знакомый образ «идеального» родителя современности, не правда ли?
И все же, это горе-родитель, если он страдает самой распространенной, по мнению Жизель Аррюс-Ревиди, патологией нашего времени – эмоциональной незрелостью.
Присмотревшись, становится очевидным, что такие родители мотивированны не интересом и желанием самого ребенка: его иногда не спрашивают, иногда подкупают, иногда шантажируют, а чаще всего, применяют неограниченную родительскую власть. Ими движет исключительно чувство собственной «самоценности» от выполняемой роли, от того, что они могут, прилагают усилия, вкладывают или жертвуют.
По-настоящему, такие родители сами остаются эгоцентричными детьми, которые заботятся только о себе. И любую помеху их «идеальному плану» - ребенку воспринимают как угрозу своему нарциссизму.
Как становятся незрелыми и как ими остаются? Какие дети у незрелых родителей?
На эти вопросы мы ответим в следующей части…