О раннем развитии, «английском с 3-месяцев» нарциссизме родителей, и о том, к чему приводят попытки родителей ускорить естественный процесс развития ребенка рассказала ведущий украинский психоаналитик, сертифицированный специалист Европейской Конфедерации Психоаналитических Психотерапий, член Украинской Ассоциации психоанализа Школенко Ольга Викторовна. Материал подготовлен в рамках спецпроекта "Научный подход к воспитанию", инициированный пространством возможностей PsyHUB.
Раннее развитие - волшебная приманка для современных родителей. Можно себе представить, каким должен быть родительский спрос, чтобы бизнес-проекты «детских центров раннего развития» стали одними из самых востребованных.
Пожалуй, закономерно, что со временем многое ранее модное и популярное проходит переоценку и занимает свое должное, а не идеализированно – преувеличенное место.
Давайте вдумаемся в слово «ранее», но не относительно ребенка, а, например, растения. Что бы вы сказали о ранней клубнике, например? Или арбузе? Или о ранних овощах? Стали бы кормить ими своего «раннего» ребенка? Вряд ли. Вы же прекрасно знаете, что для того, чтобы что-то появилось и созрело раньше природой установленного срока, нужно было внешнее вмешательство и усилия. Во-первых, это «ранее» должно было бы вырасти в искусственных условиях теплицы или генной модификации. Во-вторых, вы бы опасались нитратов или других химических добавок. Конечно, в маркетах круглогодично можно купить многие фрукты и овощи, но, прежде всего потому, что доставляются они из стран с другим климатом, где созревают под солнцем.
Парадоксально, никто не стремится преждевременно родить (вероятно, потому что недоразвитие ребенка явное). Но все спешат преждевременно развить (последствия проявятся не сразу). Разве «ранее» не наводит на мысль о «преждевременном»?
Что же заставляет родителей, бездумно поддаваясь модным веяниям, вовлекаться в безумную карусель «английского с 3- месяцев», «чтения с 2 - 3 лет», «школы будущего президента с 5-ти» музыки-танцев-пения-рисования-ораторского мастерства-акробатики-верховой езды, конкурсов гениев-вундеркиндов-гигантов и в придачу своего канала на ю тюбе?
Часто дети становятся так называемым «нарциссическим расширением родителей». Это такая родительская позиция, при которой всю свою нереализованность и сверх ожидания родители помещают в ребенка. «У меня этого не было. А у тебя будет все». Достижения ребенка становятся подтверждением успешности и самоутверждения самих родителей.
«Что же в этом плохого?» - спросите вы. То, что развитие ребенка - это постепенный, не требующий спешки процесс, имеющий свою последовательность и закономерность.
Если говорить упрощенно, из движения развивается мышление. Развивается постепенно. По мере того, как ребенок справляется с укрощением своих необузданных страстей, учится управлять ими и шаг за шагом приобретает способность заменять двигательную активность мыслительной, удерживать и концентрировать внимание. «Думать» вместо «делать» приходит после промежуточной и невероятной важной фазы. Чтобы смочь от «делать» добраться к «мыслить» нужно вдоволь развить воображение и фантазирование. От этого и зависит та будущая гениальность и талантливость, которую так жаждут родители. Здесь, в этом моменте, закладывается креативность, созидательность и сила интеллекта ребенка. Главным видом деятельности в это время должна быть игра. Причем, важно, чтобы выдумщиком этой игры был сам ребенок.
И именно в этот важный период, по незнанию и с благими намерениями, вмешивается родительское желание «успеть все» и отнимает у ребенка самое важное и ценное – время. Время для игры со своими игрушками, время для игры с родителями, время для игры в своем воображаемом мире.
В такой последовательности способность к абстрактному мышлению, которая требуется при изучении букв, цифр, иностранных языков, нотной грамоты и прочих символов приобретается только при прохождении всех предыдущих фаз.
Сейчас, к сожалению, проблемы с которыми обращаются родители, дают основания утверждать, что часто попытки ускорить естественный процесс развития приводит к прямо противоположным результатам: утрату интереса к познанию, сопротивление обучению, блокировку мышления, торможению эмоционального развития. Зачастую, организм ребенка, защищаясь от перегрузок, использует болезнь как единственный способ передышки от невыносимого темпа слишком заботливых родителей.