Роботизированная КПП является перспективным направлением инженерной мысли в автомобилестроении. Робот сочетает в себе плюсы от механической (низкий расход топлива) и автоматической (автоматизация переключения передач) коробок. До недавнего времени, недостатком РКПП являлись провалы в динамике авто. Это происходило из-за задержки переключения передач. С появлением роботизированной коробки нового поколения, эта проблема исчезла. Робот нового поколения получил обозначение – селективная коробка передач.
РКПП имеет схожее устройство с механической коробкой. Отличие РКПП в автоматизации переключения передач. Автоматизация осуществляется при помощи гидравлической или электрической системы.
Устройство РКПП
• Центральный узел коробки. Является аналогом механической коробки. Имеет ведущий и ведомый валы, шестерни и синхронизаторы.
• Гидравлические или электрические сервоприводы, которые воздействуют на основной узел переключения передач. Помимо переключения передач, механизм оснащен сервоприводом сцепления.
• Контроллер. Это вычислительный центр, который считывает скорость авто, задание скорости (подача топлива), крутящий момент двигателя, давление масла. Контроллер определяет нужную передачу и воздействует на соответствующие сервоприводы.
Селективная коробка
Недостатком РКПП первого поколения является задержка переключения передач и, как следствие, провалы в динамике авто. Проблему удалось решить установкой дополнительной пары валов в коробку и дополнительного выжимного сцепления. Т. е. в селективной коробке четыре вала, два первичных и два вторичных (для четных и нечетных ступеней). Два сцепления позволяют выбирать следующую передачу, при движении на предыдущей скорости.
Если в роботизированной коробке, система отключает одну передачу, затем производит выбор соответствующей шестерни и включает нужную передачу. То в селективной коробке, система выбирает соответствующую шестерню передачи и ждет отключения действующей, процесс переключения происходит практически мгновенно.
Вкупе с гидравлической системой управления сервоприводами, селективная коробка делает эксплуатацию автомобиля комфортной, удобной и экономичной.
Роботизированная коробка передач покоряет новые рубежи. Такие плюсы как, возможность использовать коробку как механическую, небольшой объем масла (3 литра), ремонтопригодность, более эффективное использование крутящего момента двигателя. Вполне способны компенсировать такие минусы, как задумчивость переключения передач, невозможность прошивки вычислительного центра (приходится менять блок контроля), при агрессивной езде переключает рывками.