В связи с постоянным совершенствованием банковских услуг и расширением их спектра, растут требования к автоматизированным банковским системам, которые берут на себя всю трудоемкость настройки и сопровождения продуктов. На сегодняшний день разовая продажа услуги банком утратила свою актуальность. Это связано, с одной стороны, с необходимостью расширять спектр предлагаемых услуг, которые так или иначе связаны между собой, и, с другой стороны, с повышением требований клиентов к качеству предоставляемых сервисов.
Современный пакет услуг банка может включать:
• ведение нескольких текущих/карточных счетов клиента; возможно, в разных валютах;
• выпуск банковских платежных карт - как на клиента, так и на доверенное лицо;
• открытие овердрафта к основному карточному счету;
• открытие депозита с услугой регулярной выплаты процентов;
• открытие услуг дистанционного банкинга;
• продажа полисов страхования и дополнительных услуг к ним.
Для банка данный подход к продажам имеет ряд преимуществ:
• комплексная продажа и кросс-продажа услуг;
• продвижение новых продуктов;
Потребитель также получает существенные преимущества:
• единая стоимость владения пакетом, а не оплата по списку разрозненных тарифов;
• увеличение скорости обслуживания, поскольку не нужно оформлять каждую услугу в отдельности;
• гибкость выбора различных услуг.
Но для прозрачного управления продуктовой линейкой, а также для обеспечения оперативной и качественной консультации клиента (при продаже пакета услуг или его обслуживании) банку требуется соответствующее программное обеспечение. Настройки продуктового ряда и его сопровождение должны быть простыми и гибкими, также как и решение для сотрудников фронт-офиса банка, которые работают с клиентом по продаже и обслуживанию различных пакетов услуг.
Примером такого ПО является система АБС «Sсrooge». Специалисты разработчика – компании Lime Systems – обеспечили в данном продукте широкие возможности управления пакетами услуг. Являясь составной частью модуля Продуктов договорной системы, функционал «пакетов» позволяет удобно объединять настроенные в системе продукты в пакеты. Время, требующееся на настройку, сведено к минимуму, за счет продуманной архитектуры конструктивных элементов модуля. При этом сохраняется гибкость тарификации и настройки бухгалтерской модели.
Фронт-офисный комплекс WebBank, в свою очередь, реализовал поддержку новой функциональности пакетов услуг, что на текущий момент предоставило в едином интерфейсе возможность продажи и обслуживания как отдельных продуктов, так и пакетов услуг на базе возможных настроек договорной системы АБС «Sсrooge». Параллельно с данным проектом, уже существующая функциональность системы по продаже банковских продуктов, получила новую возможность массового создания и акцепта договоров, что позволило сократить время на обслуживание
клиента не только в процессе согласования сделки, но и на финальной стадии ее заключения.
Сейчас уверенно yможно говорить об опыте успешного внедрения как простых, так и премиальных пакетов с разнообразием продуктов: текущих счетов, карточных продуктов, депозитов, овердрафтов, сервисов дистанционного обслуживания, услуг страхования и т.д.
Например, новый функционал по пакетам услуг был успешно внедрен в ПАО «ПУМБ» и работы, выполненные, как на стороне бэк-офиса, так на стороне фронт-офиса, позволили банку использовать следующие возможности:
• ведение и оперативное управление продуктовым портфелем банка;
• объединение продуктов в пакет с определением обязательных и дополнительных услуг;
• реализация контроля выполнения условий комплексных и кросс-продаж;
• оперативная продажа продуктов клиенту на основе публичной оферты банка;
• обслуживание клиента с возможностью смены пакета услуг на более премиальный или простой, в зависимости от потребностей клиента;
• реализации зарплатных проектов на основе открытия пакетов под зачисление зарплат и других платежей в привязке к зарплатному проекту;
• глубокая аналитика о динамике, объемах продаж и доходности продуктов банка, в рамках продуктового портфеля.
На данном этапе проект находится в промышленной эксплуатации в банке ПУМБ и используется для продажи и обслуживания пакетов услуг. В количественном выражении, речь идет о тысячах зарплатных проектов, десятках пакетов услуг, которые были переведены на обслуживание в новую систему, а также были дополнены новыми услугами. Успешный старт проекта стал возможен, благодаря совместным усилиям и слаженной работе двух команд – Lime Systems и ПУМБ. Полное взаимопонимание между двумя командами закономерно привело проект к своевременному запуску в сжатые сроки.
На текущий момент ПУМБ, завершая проект по замене розничной АБС собственной разработки на АБС от одного из лучших вендоров Украины, получил единую систему для продажи и обслуживания клиентов розничного бизнеса по всем направлениям своей деятельности. Таким образом, автоматизация процессов продажи банковских продуктов является вкладом разработчика в развитие бизнеса банка, в целом.