В марте этого года никому неизвестная в Казахстане команда из 7-8 человек - информационный интернет-портал NUR.KZ - провела довольно амбициозную пресс-конференцию в городе Алматы, на которой сообщила: мы станем первыми. Это было небывалой смелостью - команда, состоящая наполовину из граждан иных стран СНГ, хотела завоевать казахстанское интернет-пространство в недолгие сроки. Эти молодые люди убеждали, что через 6 месяцев они войдут в десятку самых посещаемых порталов Казахстана. Тогда на пресс-конференцию в гости к новейшему проекту пришли важные гости - авторитетные интернет-деятели: Дмитрий Зимин, Семен Свирюков, Александр Ляхов, и эти люди, которые имеют десять лет опыта в сфере Интернета, относились к словам новоявленных конкурентов весьма скептически. Некоторые даже не садились в президиум, чтобы не вызывать ассоциации журналистов о NUR.KZ с собой.
При всем этом и эксперты, и "нуровцы" ошиблись в своих предсказаниях. NUR.KZ попал не в десятку самых посещаемых, а в пятерку. И не за 6 месяцев, а всего за пять месяцев.
Сегодня в рейтинге zero.Kz "Нур" прочно занимает 4 место, и до достижения цели - стать web-порталом № 1 в стране - остается немного.
посетителю, следившему за развитием портала, было заметно, как буквально на глазах web-портал рос, изменялся и обрастал новыми услугам и сервисами. Первоначальная цель - новостной контент - дополнилась огромным количеством сервисов: самой чистой и быстрой от спама почтой на основании движка от Google, счетчиком курсов валют, прогнозом погоды, гороскопами, ТВ программами, афишами фильмов - все это формировало базу, основу, от которой разработчики отталкивались. Команде хотелось создать что-то универсальное, с одной стороны - органайзер, мини-портфель делового человека, а с другой - было решено сделать NUR.KZ массовым, общенародно любимым, известным у пользователей всякого уровня, казахстанским Yandex, подобием Mail.Ru. Желательно было стать самыми-самыми. Для этого были введены сервисы, российские и мировые аналоги, которых в короткие сроки забили все и вся: социальные сети, блоги, службы знакомств.
Придирчивый критик скажет: как ни заводи отечественный блог-сервис, ему не победить ни livejournal.Com, ни facebook (Запрещенная в РФ организация), ни liveinternet.Ru. И уж безусловно, проблематично обойти odnoklassniki.Ru. При всем этом директора Нура, Василия Ульянова это не беспокоит: ведь он опирается на проверенный десятилетием белорусский и украинский опыт. В подтверждение точности своих расчетов показывает статистику, которую огласил на открытии Нура Юрий Зиссер. Дело в том, что ситуация "в Белоруссии и Казахстане схожая: и там, и там - натиск российской культуры, очень высокий уровень проникновения интернета. В Белоруссии 10 миллионов населения и 3 миллиона пользователей, в Казахстане - 15,6 миллионов, пользователей - 2 миллиона. Проникновение сегодня составляет 12 процентов, но эта цифра очень быстро поменяется. В течении 5-10 лет этот уровень должен подняться до 50 и более процентов. Это мировая тенденция, и ни одной стране не избежать ее".
У Василия Ульянова есть четкая цель: сделать веб-портал общенародным, и исходя из этой цели он придумал это имя - "Нур". Хотя и не утаивает, что не стал бы браться за портал, если бы это было коммерчески невыгодно. Звучит оптимистично, и не без почвы для такой уверенности: если учесть, что "дедушка" Нура, Юрий Зиссер, написал не один учебник по интернет-маркетингу, и есть обладателем самого популярного в Белоруссии веб-портала tut.By, составляющего 52 процентов всего белорусского трафика. Василий Ульянов обещает, что NUR.KZ будет не просто первым, но и первым на самом деле двуязычным веб-порталом: уже сегодня на Нуре имеется казахско-русский online-переводчик, другая задача - перевести весь интернет-портал на казахский и сделать так, чтобы два варианта были в раной степени популярными. В этом Нуру предстоит "перескочить" белорусского прародителя Tut.By, где хотя и есть две версии - русская и белорусская, процентное соотношение пользователей составляет 99 к 1 в пользу первой. Однако в Республике Казахстан вообще культурно-языковая ситуация.
Мастерство команды по привлечению трафика уже доказано. Количество прочитанной одной среднестатистической новости за 3 месяца возросло от десятков до сотен, а в некоторых случаях (5-10 новостей в сутки) и до 1000-1500. Беспрецедентный случай случился 8 июня, когда новость на Нуре прочло за сутки более 13 000 людей. Новость была перенята у другого web-сайта - это был фоторепортаж о разрушительных последствиях урагана в Алматы. Посетители оригинального источника не смогли похвастаться большой тиражированностью новости, тогда как эта же новость на Нуре переправлялась по Интернету тысячи и тысячи раз и подняла NUR.KZ с 14-17 на 8-е место в рейтинге Zero. Ссылкой обменивались люди из десятков стран, ее посылали русскоговорящим жителям и эмигрантам всей планеты. Видимо, хозяевам новости было очень досадно! Но технологии есть технологии, как раз NUR.KZ поведал миру об урагане.
А спустя три с небольшим месяца с начала существования, в середине лета NUR.KZ удивил своих пользователей совершенно новой версией, которая продумана до мелочей, грамотной, серьезной и взвешенной, не только удобной в пользовании, но и приятно радующей глаз. Кроме всего прочего, NUR.KZ стал наполнятся самыми различными конкурсами. Самым широким оказался конкурс молодых журналистов, в котором начинающим акулам пера и студентам предлагалось разместить свои письменные и фото-репортажи со всего Казахстана на NUR.KZ. Соперничали самые разнообразные, от первокурсников, только пробующих себя в профессии, до тех, кто оканчивает вуз и давно трудится на журналистском поприще. В команду жюри входили профи, и первое место занял самый молодой, но смелый и отчаянный спортивный корреспондент из города Рудный (ТАК ДИ ЭТО?).
В результате, хочется заглянуть в будущее: покорят ли нуровцы самую высокую вершину - станут ли первыми? До достижения цели - всего лишь три шага. В ближайших планах - свой собственный контент, видео, аудиохостинг, свой казахский вариант интернет-портала, формирование прочных связей в предоставлении информации с государственными органами, построение всенародно любимой социальной сети. Не слишком ли много для молодого веб-портала? Никак нет. NUR.KZ уже аргументировал, что чтобы достигнуть своего, нужно ставить самые высшие цели.