Руководство финансовых структур побуждают к таким действиям, как правило, несколько причин:
- отсутствие в старых системах функционала, необходимого для соответствия требованиям современного бизнеса;
- недостаточная производительность и гибкость АБС;
- низкая эргономика эксплуатируемой системы, большое количество операций, проводимых вручную;
- технологическое несовершенство существующей системы и недостаточная поддержка со стороны разработчиков;
- высокая стоимость сопровождения и лицензирования использования АБС.
Чтобы не стать заложниками устаревших информационных систем, утративших свою гибкость, снизить влияние ограничений инфраструктуры на развитие бизнеса и оптимизировать затраты на содержание и обслуживание бизнес-приложений, банки осуществляют переход на использование новых АБС, которые помогают удовлетворять разнообразные и изменчивые требования клиентов, законодательных и контролирующих органов.
Именно по такому пути пошел ПАО «Уникомбанк», выбрав в качестве новой информационной системы АБС Scrooge, известного украинского разработчика банковских и финансовых систем – компании Lime Systems.
Специалисты ПАО «Уникомбанк» и компании Lime Systems всего за 3 месяца перевели работу Банка на новую автоматизированную банковскую систему Scrooge, с входящими в нее модулями договорной системы Scrooge-III, валютного контроля, налогового учета, системы приема коммунальных платежей Cash&Billing, а также, интернет-банкинг iTiny.
Ключевыми факторами перехода Банка на АБС Scrooge стали:
- возможность снизить совокупную стоимость владения (ТСО) системы за счет использования в новых продуктах базы данных MS SQL, стоимость сопровождения и лицензирования которой существенно ниже, чем для СУБД Oracle, использовавшейся в старой АБС и требовавшей перехода на новую версию;
- расширение функциональных возможностей Банка за счет внедрения новых перспективных продуктов и повышение качества и оперативности обслуживания корпоративных клиентов.
Внедрение договорной системы АБС Scrooge дала Банку возможность оперативно отображать договоры, с которыми ведется работа: договоры по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитные и депозитные договоры.
Подсистема «Валютный контроль», предназначенная для учета внешнеэкономических операций клиентов Банка, не была автоматизирована ранее, поэтому ее внедрение позволило в автоматическом режиме отслеживать импортные, экспортные контракты, а также предотвращать нарушения клиента.
Внедрение подсистемы налогового учета дало возможность уже на первом этапе строить декларации по НДС и прибыли. В перспективе Банк планирует запустить в работу порядка 6 различных отчетов, среди которых декларация по земле, валютная декларация и пр.
Система «Cash and Billing» (C&B) предназначена для автоматизации приема коммунальных платежей населения, неторговых операций с наличной валютой. Внедрение этой системы позволяет упростить работы кассиров, уменьшить вероятность ошибки при незнании или некорректном введении счета, а всю работу свести к простым кассовым операциям.
Система дистанционного банковского обслуживания ранее также в Банке не использовалась. Поэтому внедрение интернет-банкинга iTiny позволило клиентам без установки дополнительного программного обеспечения организовать удаленную работу с Банком, управлять своими счетами, оформлять заявки на покупку и продажу валюты, получать текущие выписки, получать доступ к архивам в режиме он-лайн.
Переход на новую АБС потребовал модернизации существующего аппаратного комплекса, в результате чего на сервере была развернута виртуальная инфраструктура, в которой каждая виртуальная машина обеспечивает работу одного из сервисов.
Благодаря слаженной работе специалистов компании Lime Systems и ПАО «Уникомбанк» проект был реализован в рекордные сроки. Внедрение включало несколько этапов. На первом этапе было проведено полноценное обследование Банка, изучена его инфраструктура, бизнес-приложения и бизнес-процессы, в результате чего было сформировано техническое задание и подготовлена документация для перехода к следующему этапу. Вторым этапом стала консолидация и корректная подготовка данных к экспорту в новую систему, наполнение продуктового ряда. При этом стоит отметить, что большая часть работы была выполнена специалистами компании Lime Systems, что сократило время проведения данного этапа. Проведение тестовых испытаний и обучение сотрудников работе с системой (обучение настройкам договорной системы, обучение по финансовому мониторингу, валютному контролю, обучение бухгалтерии Банка и кассиров) стало завершающим этапом проекта, после чего 3 марта 2014 года АБС Scrooge в ПАО «Уникомбанк» была успешно запущена в промышленную эксплуатацию.
По словам Сергея Щербака, главного бухгалтера ПАО «Уникомбанк», внедрение комплексного решения АБС Scrooge с рядом новых модулей существенно улучшило взаимодействие между подразделениями Банка, автоматизация ряда операций стала средством для качественного усовершенствования бизнес-процессов, а интернет-банкинг iTiny позволил повысить оперативность обслуживания корпоративных клиентов.