В сентябре 2013 года маркетинговое агентство Discovery Research Group завершило исследование рынка карьерных самосвалов в России, Украине и Казахстане.
Так по итогам 2010 года объём рынка составил 1282 единицы техники, что в 2,9 раза больше, чем годом ранее.
В 2011 г. в России начато производство карьерного самосвала Caterpillar 773E грузоподъемностью 54 т на заводе Caterpillar в г. Тосно. Практически одновременно в Ярославле на заводе японской Komatsu начат выпуск карьерного самосвала HD785-7 грузоподъемностью 91 тонна. В 2012-2013 гг. с конвейера сошли первые машины. Российский холдинга "Русские Машины" совместно с американской компанией Terex Corporation в 2012 г. учредил совместное предприятие "RM-Terex". На базе завода ЗАО "ЧСДМ", входящего в "Русские Машины", организовано сборочное производство модели карьерного самосвала Terex TR100-RM грузоподъемностью 91 тонна. Первые машины были поставлены на рынок в 2012 г. Таким образом начиная с 2011 г. объем рынка формируется не только импортными поставками самосвалов в Россию, но и внутренним производством.
По итогам 2012 года объём рынка карьерных самосвалов в России составил 1951 единицу или $ 1,1 млрд. в стоимостном выражении.
К наиболее емким сегментам рынка по грузоподъемности как по итогам 2012 г., так в более ранние периоды следует отнести 30-60 тонн, 120-150 тонн, 90-100 тонн и 218-240 тонн.
По нашему мнению, большие темпы прироста в будущем будут иметь сегменты карьерных самосвалов грузоподъемности до 30 тонн, 30-60 тонн, 90-100 тонн и 320-360 тонн. Сегмент 320-360 тонн будет в основном представлен карьерными самосвалами БелАЗ в течение ближайших 10 лет.
В сегментах большей грузоподъемности, по нашему мнению, будет расти доля таких компаний как Caterpillar, Komatsu и Terex. При этом вытеснение не будет иметь катастрофические последствия для БелАЗа. Наоборот в сегментах 120-150, 151-190 и 218-240 тонн, по нашей оценке, позиции компании наиболее прочные. По нашему мнению, во-первых, замещение техники БелАЗа техникой зарубежных производителей будет плавным и постепенным, во-вторых, снижающая доля БелАЗа будет компенсироваться растущим объемом российского рынка, так что объем продаж в натуральном выражении по нашим прогнозам даже возрастет, в-третьих, БелАЗ так или иначе давно зарекомендовал себя на советском, а потом и на российском рынке, имеет давние партнерские отношения с ключевыми потребителями.
На Украине отсутствует производство карьерных самосвалов. Рынок целиком формируется за счет импортных поставок. В 2012 г. объём рынка карьерных самосвалов составил 97 единиц, годом ранее - 75 единиц. В стоимостном выражении объём украинского рынка карьерных самосвалов составил в 2012 году $ 84,3 млн.
Собственное производство карьерных самосвалов в Казахстане отсутствовало до 2013 г. Летом 2013 г. был произведен первый самосвал. По итогам 2012 года объём рынка составил 168 единиц карьерных самосвалов.
По итогам 2012 г. к наиболее крупному сегменту рынка следует отнести карьерные самосвалы грузоподъемностью 30-60 тонн и 120-150 тонн.
В стоимостном выражении объём казахстанского рынка в 2012 году равнялся $ 82 млн.
Рынки прочих стран СНГ, в особенности Узбекистана и Таджикистана, являются очень перспективными в плане поставок карьерных самосвалов.