PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала результаты обзора «Сделки слияния и поглощения на рынке средств массовой информации, 2009» (‘M&A Insights 2009 in media sector’), согласно которым совокупная стоимость сделок слияния и поглощения в 2008 году снизилась на 66% – с 50 млрд в 2007 году, когда объемы M&A сделок были поистине головокружительными, до 17 млрд евро. К тому же в прошлом году было гораздо меньше мега-сделок.
Что касается количества сделок, в прошлом году было заключено 135 сделок по сравнению со 178 сделками в 2007 году, таким образом, снижение объема сделок было менее резким, чем снижение их совокупной стоимости, и составило 28%.
В обзоре говорится о том, что нехватка доступных заемных средств и несоответствие между ценовыми ожиданиями продавцов и покупателей препятствовали заключению нескольких крупных сделок.
Несмотря на это, на рынке СМИ все же были заключены некоторые знаковые сделки. Среди прошлогодних сделок можно отметить, в частности, сделку поглощения компании TeleAtlas компанией TomTom, которая оценивается в 2,8 млрд евро; а также покупку 35% акций стоимостью 1,7 млрд евро французского оператора кабельного телевидения Numericable американским фондом прямых инвестиций Carlyle у британского фонда частных инвестиций Cinven.
Оливье Вульф, руководитель направления по работе с компаниями сектора СМИ в отделе корпоративного финансирования PricewaterhouseCoopers, высказался следующим образом:
«Кредитный кризис начался в Европе во второй половине 2008 года и проявился в том, что в этот период было заключено всего 35 сделок общей стоимостью 3,3 млрд евро».
«Однако на эти показатели существенно повлияла ситуация на рынке слияний и поглощений в Великобритании. Если исключить Великобританию из общих показателей, активность на европейском рынке слияний и поглощений в секторе СМИ в прошлом году была довольно устойчивой и находилась на нормальном уровне. Последний раз такой уровень был зафиксирован в 2005 году, до наступления бума, который пришелся на 2006-2007 годы».
Показатели европейского рынка слияний и поглощений выросли за счет повышения активности в Центральной и Восточной Европе. Среди ключевых сделок можно отметить покупку болгарской компании Nova Televisia у Antenna Bulgaria шведской телерадиовещательной группой Modern Times Group MTG, которая оценивается в 620 млн евро. Второй важной сделкой было приобретение пакета выпущенных в обращение акций украинского канала Studio 1+1 корпорацией Central European Media Enterprises за 148 млн евро. В прошлом году ведущая независимая телевизионная компания СТС Медиа приобрела российскую телевизионную сеть DTV Group за 257 млн евро.
В связи с тяжелой ситуацией, в которой оказались традиционные СМИ, зависящие от рекламы, они будут вынуждены консолидировать свои активы и продавать часть из них. Обмен активами и совместное использование инфраструктуры также, скорее всего, будет актуальным в 2009 году.
Экономический спад вкупе с нехваткой кредитных средств заставит банки принять активное участие в сделках M&A. Из-за проблем с обслуживанием долга некоторых компаний медиа-сектора, банки вернутся к фактическому праву собственности.
Фонды прямых частных инвестиций занимают выжидательную позицию
Количество сделок в секторе СМИ с участием фондов частных инвестиций снизилось с 24 сделок в 2007 году до 23 в 2008 году. Однако совокупная стоимость этих сделок сократилась более существенно: с 12,5 млрд евро в 2007 году до 3 млрд евро в 2008 году.
На сделки с частным капиталом в этом году пришлось 17% совокупной стоимости сделок в СМИ на европейском рынке по сравнению с 25% в 2007 и 44% в 2006 году.
Оливье объяснил это следующим образом:
«Несмотря на сложившуюся ситуацию, каждый риск всегда дает определенные возможности, и пока фонды прямых частных инвестиций решают вопросы управления портфелем и недостатка заемных средств, компании, имеющие бизнес в той же отрасли, могут наилучшим образом воспользоваться возможностями для покупки других компаний».
Светлое будущее
Этот год обещает быть непростым для издателей, и довольно распространены будут сделки слияния и поглощения проблемных компаний, а также защитные слияния и поглощения. Однако объем сделок будет достаточно значительным (хотя уровень цен снизится), если продавцы скорректируют свои ценовые ожидания или появятся значительные возможности рефинансирования. Сокращение финансирования и снижение выручки спровоцируют подобные сделки в секторе телерадиовещания.
Оливье отмечает: «У маркетинговых агентств впереди сложные времена, хотя инвестиции в развивающиеся рынки не прекратятся, а маркетинговые исследования останутся относительно востребованными. Возможности интернета будут использоваться все более активно, и, хотя экономический спад приведет к сокращению количества сделок слияний и поглощений, он может ускорить переход на цифровые продукты и усилить конкуренцию за лучшие активы в этом секторе».
«Несмотря на сложившуюся ситуацию, этот сектор остается динамичным и прогрессивным, в нем есть потенциал для дальнейшей консолидации и роста, а поскольку цифровая/онлайн-революция находится в самом разгаре, вряд ли затишье в этом сектор будет длиться долго».
Примечания для редактора:
1. За дополнительной информацией и комментариями обращайтесь, пожалуйста, к Анне Когосовой по тел.: +7 (495) 967-6172, моб.: +7 (903) 961-2683, e-mail: anna.kogossova@ru.pwc.com
2. PricewaterhouseCoopers предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 155 000 сотрудников в 153 странах используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.
Под "PricewaterhouseCoopers" понимаются фирмы, входящие в глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.