«…успеха добьются только те компании, которые сумеют
реорганизовать свою работу с помощью электронного инструментария»
Билл Гейтс, «Бизнес со скоростью мысли».
Даже если в вашей компании в ближайшее время не планируется никаких крупных перемен в IT-инфраструктуре, описанные ниже технологии не должны выпадать из Вашего поля зрения.
Сегодня большинство оконных и других предприятий, характеризует наличие «кусочной автоматизации». Это понятие предполагает автоматизацию с индивидуальным применением различных программ и систем каждого направления бизнеса, функционального подразделения или производственного участка.
Результатом этого является наличие множества решений, что сильно усложняет управление и развитие предприятия в целом. Поэтому именно сегодня возникает насущная потребность в единой стратегии информатизации и применении единой системы управления предприятием.
Если говорить о рынке светопрозрачных конструкций (СПК) Украины, то практически на каждом предприятии, в той или иной степени применяются информационные технологии – будь-то программы по просчету СПК, продукты семейства «1С:Предприятие», либо всеми любимые офисные приложения для работы с информацией – Excel, Word, ICQ, e-mail, Skype и т.п.
Удобны ли эти средства, и какие вообще инструменты для работы с информацией используются на оконном рынке Украины?
«Сегодня возникает насущная потребность в единой стратегии информатизации и применении единой системы управления предприятием»
Информация как «Стихийное бедствие».
Практически в любой уважающей себя организации по производству СПК используется программное обеспечение, которое позволяет, как минимум, проектировать конструкции и рассчитывать стоимость заказа – средства просчета. С другой стороны, ведение документооборота, учет полного цикла производства, хранение клиентских баз и анализ данных, зачастую носит «стихийный характер» и выглядит примерно так:
При этом, схема взаимодействия между подразделениями в оконной компании неупорядочена, что приводит к отсутствию централизации информационных потоков, необходимых для оперативного реагирования и принятия правильных решений. Отсутствие единой информационной базы предприятия усложняет процесс управления предприятием. Накапливается количество ошибок, нет возможности рассчитать себестоимость продукции, финансовые результаты определяются «на глаз». Отсутствие современной IT-платформы, тормозит развитие компании. С такими проблемами, как правило, сталкиваются предприятия, производительность которых превышает 200 конструкций в сутки.
К преимуществам такой системы можно отнести:
• низкую стоимость компонентов;
• общедоступность офисного программного обеспечения;
• отсутствие необходимости проведения дополнительного обучения персонала и найма специализированного персонала.
Среди недостатков же стихийного информационного пространства отметим:
• необходимость ручного ввода первичной информации;
• временные операционные затраты на перенос данных между базами;
• дублирование информации;
• влияние человеческого фактора на качество данных;
• сложность в построении консолидированной отчетности по предприятию;
• невозможность внедрения корпоративных стандартов, информационных систем и программных продуктов;
• разобщенность наполнения баз данных в отдельных подразделениях.
«Стихийный» подход к формированию IT-структуры в компании, как показывает опыт, малоэффективен и может препятствовать росту производительности, увеличивать число простоев.. «Стихийная» организация усложняет принятие оперативных решений по управлению и развитию предприятия в целом.
Автоматизация в контексте оконного предприятия.
Автоматизация имеет смысл и целесообразность исключительно тогда, когда компания попадает в сильную конкурентную среду. А, как известно, уровень конкуренции на оконном рынке Украины достаточно высокий.
Число компаний, предоставляющих программное обеспечение для производителей СПК Украины, свыше 400. При этом если принять во внимание компании, которые способны внедрить системы управления бизнес-процессами и произвести комплексную автоматизацию предприятия, то их число уменьшится до 20. Ведь стандартные программы просчета, также как и классические комплексы на платформе «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» тоже имеют некое отношение к автоматизации, правда «кусочной», и тоже проходят по реестру программного обеспечения. При этом возложенный на них функционал существенно отличается от того, который кроется в понятии «комплексная автоматизация».
В результате внедрения «комплексной автоматизации», можно повысить не только скорость, но и качество обмена данными между отделами и структурными подразделениями оконного предприятия. А это благоприятно скажется на работе всей компании.
Комплексная автоматизация подразумевает наличие единой информационной базы данных, учет полного цикла производства, минимальную зависимость от человеческого фактора, минимизацию количества ошибок при вводе данных и другие немаловажные возможности.
Как интегрировать программу по расчету с программой комплексной автоматизации? Возможно ли это?
За ответом на этот вопрос мы обратились к специалистам компании «Белый Ветер»*, которые имеют большой опыт по разработке и внедрению комплексных программных решений для производителей СПК.
Олег Жадан, руководитель оконного направления компании «Белый Ветер».
«Возможность интеграции программных продуктов семейства 1С:Предприятие с программами расчета СПК - существует. Нам удалось реализовать это в конфигурации, которую мы назвали «Быстрые окна». Данная система построена на базе программного комплекса «1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием» и она обеспечивает весь комплекс задач учета и управления бизнесом в производстве СПК. Иными словами, мы получили гибкое решение, которое обеспечивает единое информационное пространства для всех участников производственной цепочки, коммерческой службы и снабжения..Программный комплекс открыт к разработке, а это означает, что мы имеем возможность проведения интеграции с любой расчетной программой, позволяющей это сделать (WinCalc, СуперОкна, WINKHAUS и др.).
Возможность объединения функционала просчетной программы и учетной системы привела к тому, что программа «Быстрые окна» стала уникальной на постсоветском пространстве. Ведь данное решение позволяет полностью управлять всеми стадиями производственного цикла, включая:
• прием и обработку заказов;
• планирование логистики и оперативный учет производства;
• списания материалов;
• анализ доходности и просчет себестоимости конструкций;
• расчет заработной платы;
• учет претензий и др.
Это далеко не полный перечень возможностей, ведь программа открыта для конфигурирования. А это означает, что ее можно адаптировать под индивидуальные потребности конкретного оконного предприятия и развивать её базовый функционал вплоть до возможности контролирования дефектов на каждом участке производства, формирования аналитических отчетов для управления продажами в разрезе конфигураций заказов, регионов покупателей и стыковки оборудования с программой».
В результате управления процессом обмена информацией, улучшаются контроль над взаимоотношениями с клиентами и поставщиками, происходит оптимизация бизнес-процессов, а также появляется более быстрый доступ к ресурсам.
Однако, нужно помнить о том, что использование информационных технологий может не только усовершенствовать бизнес, но и существенно изменить бизнес-модель.
Как показывает практика, менеджмент оконных компаний постепенно приходит к осознанию того, что дальнейшее их развитие невозможно без внедрения корпоративных информационных систем и программных продуктов, рассматривая информационные технологии как средство решения проблем снижения издержек производства и повышения производительности труда.