На текущий момент российский фармацевтический рынок продолжает динамично развиваться, что не может не отражаться на ключевых показателях рынка труда по России.
Чувствуя свою востребованность, большинство работающих кандидатов готовы рассматривать вакансии от других работодателей, и у многих уже имеются предложения на руках. Поэтому можно говорить, что в данной ситуации условия диктуют скорее те, кто ищет работу, а не те, кто ее предлагает.
Вместе с тем, несмотря на острый дефицит кадров, компании по-прежнему предъявляют высо-кие требования к кандидатам. Они готовы рассматривать соискателей преимущественно с профильным медицинским образованием и опытом работы в фармацевтической компании. Сложности в подборе специалистов зачастую вынуждают работодателей искать специалистов в регионах с целью их релокации в Москву.
Спрос растет
В целом рынок труда в 2012 году можно назвать подвижным.
Кроме того, в связи с активной политикой развития фармацевтических и медицинских кластеров, компании активно продвигаются в регионы и размещают там свои производства.
В отношении сегментов на текущий момент достаточно активен рынок медицинского и лабораторного оборудования, а также в разы увеличился спрос на позиции в ритейле, ветеринарии.
Можно отметить, что общее количество вакансий возросло примерно на 30-40 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наиболее востребованные специальности в 2012 году
• Медицинские представители
• Менеджеры по работе с ключевыми клиентами
• Региональные менеджеры
• Медсестры
• Врачи узких специальностей
• Специалисты в области фармпроизводства
• Маркетологи / специалисты по рекламе
• Market access менеджеры
• Менеджеры по фармакоэкономике
• Регистраторы
Львиную долю востребованных специалистов по-прежнему составляют медицинские представители. Их основная задача – грамотно продавать продукт компании, принося прибыль в реальном денежном выражении. Такие позиции открыты практически в каждой фармацевтической компании, будь то производство или дистрибьюция. «Медпреды» требуются в большом количестве, но из-за отсутствия соответствующих программ обучения в ВУЗах, хороших специалистов на рынке очень мало, что вводит их в разряд дефицитных специальностей. Если говорить о предложениях для менеджеров среднего и высшего звена, то с начала года таких предложений не очень много.
Ожидания кандидатов
Если говорить о структуре мотивации, то при выборе нового места работы соискатели обращают внимание на следующие факторы: заработная плата и социальный пакет, известность бренда, а также продукт и способ его продвижения.
Что касается ожиданий по карьерному росту, то подавляющее большинство кандидатов ожидают продвижения в течение одного-двух лет, однако не все работодатели готовы предлагать такие условия.
Заработные платы
Предложения работодателей по зарплатам не сильно изменились по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (рис. 1). Впрочем, есть отдельные случаи очень высоких предложений для кандидатов, но это, как правило, связано с необходимость переманить конкретного специалиста.
Рис. 1: Зарплатные предложения компаний
Комментирует Ирина Ольховенко, директор компании «АНКОР Медицина и фармация»:
«Текущая ситуация с преобладанием так называемого «рынка кандидата» обусловлена, в первую очередь, объективными экономическими факторами: на рынок выходят новые международные и российские фармацевтические компании. Многие из них активно концентрируют свое внимание на регионах и начинают выход в новые города, что будет и дальше подстегивать спрос на кандидатов на рынке труда.
На рынке ощущается дефицит квалифицированных кадров, обладающих профильным опытом, что связано не только с демографической ситуацией, но и с желанием компаний удержать ключевых сотрудников.
Тем не менее, компании не снижают свои требования к опыту соискателей, их профессиональным навыкам и компетенциям, что осложняет поиск успешных кандидатов ресурсами самих компаний».
Для справки
________________________________________
«АНКОР Медицина и фармация» - отраслевая компания в составе холдинга АНКОР. Данное направление развивалось в АНКОРе с 1998 года и на данный момент является одним из наиболее успешных. Компания имеет обширную представленность в городах России, Украины, Казахстана и предлагает широкий спектр кадровых решений. Основные продукты: рекрутмент, лизинг персонала, Rent-a-rep. Среди клиентов компании - производители и дистрибьюторы фармацевтических препаратов, клинического питания, детского питания, вакцин, производители и дистрибьюторы медицинского оборудования и расходных материалов, контрактные исследовательские организации (CRO), аптечные сети.