Какими инструментами в общении с инвестиционными аналитиками пользуется специалист по IR (Investor Relations)? Обычно всё сводится к личному общению, наполнению сайта стандартными IR-документами и к распространению информации о компании, например, с помощью пресс-релизов или годовых отчетов. При этом, многие топ-менеджеры полагают, что вышеуказанного более чем достаточно для удовлетворения интереса инвестсообщества к их компании.
днако, практика свидетельствует о том, что подобная невнимательность к потребностям инвестиционных аналитиков, отсутствие современных форматов предоставления информации, плохо сказывается на самих же компаниях:
- Традиционные инструменты, которые направлены на аналитиков, имеют серьезные ограничения. И в то же время, не секрет, что большинство инвестаналитиков строят финансовые модели по покрываемым компаниям с помощью MS Excel. Потому что с точки зрения большинства практиков никакой другой инструмент не дает такой гибкости, свободы в обработке данных, построении взаимозависимостей любого уровня сложности между ними, - считает Станислав Мартюшев, генеральный директор ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис». - Поэтому максимально комфортным для аналитика будет исходная информация, представленная в формате Excel в виде рядов, уже подготовленных для немедленного задействования в построении моделей. В этом случае трудоемкость подготовки модели аналитиком снижается многократно. Ведь специалисту уже не нужно выискивать данные в многочисленной и многообразной отчетности или неоднократно обращаться в компанию с различными запросами, затем «руками» набирать данные, строить модель и несколько раз сверять ее с IR-службой компании (поскольку при ручном наборе неизбежны опечатки и путаница).
Как ни странно, до сих пор эмитенты России, Казахстана и Украины редко раскрывают данные о своем бизнесе в виде файлов формата Excel. Практически все публичные компании формируют свои годовые отчеты в виде PDF-файлов, конвертировать которые в Excel - весьма обременительная и чреватая ошибками процедура.
Весьма неудобным для аналитиков и при этом самым дорогим для эмитентов является предоставление информации на сайте компании в виде интерактивных data room, т.е. в среде с красивым интерфейсом, но с очень трудоемкими алгоритмом копирования информации из серии «в час по чайной ложке». В качестве крайней формы таких неудобств можно назвать интерактивные презентации, когда аналитику приходится останавливать просмотр, записывать интересующую информацию на листочек (!), а затем вручную переносить данные в Excel. Ну а если он пропустил что-то интересное, то просматривать презентацию еще и еще раз от начала и до конца. Просто представьте себя на месте такого аналитика, у которого жесткие сроки завершения серьезной аналитической работы, и тут он сталкивается с ТАКИМ раскрытием со стороны эмитента ...
Упомянутые выше сложности усугубляются при поиске информации за предыдущие годы, ведь для построения качественной модели грамотному аналитику потребуется обрисовать и проанализировать всю картину показателей бизнеса на несколько лет и вперед, и назад от текущей даты. Скорее всего Вы согласитесь с учетом сказанного, что с помощью вышеприведенных примеров лояльности инвестсообщества не создать и не укрепить.
По отзывам конечных пользователей этой информации – финансовых аналитиков – наиболее удобным способом получения информации от эмитента является создание Data Book в виде рабочей книги формата Excel (англ. – «сборник данных»). Этот формат по умолчанию содержит ВСЮ предысторию данных о компании в наглядном и подробном виде:
• Операционные показатели;
• Маркетинговые данные о позициях компании на рынке;
• Финансовые показатели:
o Динамику всех показателей основных форм отчетности компании по МСФО;
o Динамику всех табличных данных из Notes, раскрывавшихся в отчетности по МСФО;
o Динамику всех показателей по сегментам бизнеса;
• Страновую макроэкономическую статистику;
• Отраслевую динамику развития и структуру рынка;
• Показатели инвестиционной программы компании;
• Перечень компаний-аналогов, с которыми можно корректно сравнивать компанию (понимая схожесть сегментной структуры их бизнеса);
• … иные сведения, которые компания сочтет необходимым предоставить аналитикам.
Комментируя создание дебютного Data Book в практике своей компании, Виктория Корольчук, руководитель отдела по связям с инвесторами "Аграрный Холдинг Авангард"», отметила следующее: - Примеров таких документов в нашей компании раньше не было. При том, что перед нами, как, думаю, и перед многими крупными компаниями, достаточно остро стояла необходимость оперативно реагировать на огромное количество аналитических запросов, вычитывать отчеты инвестиционных банков, понимать текущую ситуацию на рынке, которая также формирует позиции компании. Разместив Data Book на сайте, мы создали специальные условия для расширения нашего аналитического покрытия, дали в руки внешнему пользователю сильный инструмент для анализа как бизнеса компании, так и ее рыночной стоимости. Подготовка DB специалистами ИБС позволила своевременно завершить проект при максимально удобном для нас графике, используя при этом творческий индивидуальный подход.
- При подготовке Data Book мы обращали особенное внимание на удобство пользователя: в документе представлен исчерпывающий массив информации о бизнесе с полной ретроспективой, каждый день в автоматическом режиме обновляются данные о котировках акций и доходности еврооблигаций и соответствующие им графики, а встроенный макрос позволяет мгновенно переключаться с русского на английский вариант, - комментирует конечный результат создания Data Book Максим Голубев, Руководитель проектов компании «Интерфакс Бизнес Сервис». - Удобная система внутренних и внешних ссылок значительно экономит время при работе с такой объемной книгой и помогает пользователю не потеряться в массе данных и в разделах документа. Смело могу утверждать, что в Data Book под маркой «Сделано в ИБС» (в конце релиза есть ссылка на пример выполненного нами проекта) представлена вся существенная информация, необходимая для построения модели оценки стоимости компании и осуществления её аналитического покрытия, включая финансовую информацию по стандартам МСФО с первого года ее ведения в компании.
Таким образом, разработка и создание IR Data Book – кропотливая и масштабная работа, требующая серьезных профессиональных и аналитических навыков. Однажды качественно подготовленный Data Book (и ежеквартально обновляемый) помогает разрешить множество задач и снять массу проблем:
- для инвесторов – это легкодоступный источник объективной информации о компании, которым просто пользоваться и задействовать в своей аналитической работе;
- для компаний – способ разгрузить внутренних сотрудников и топ-менеджмент, поскольку наличие Data Book снимает многие повторяющиеся вопросы инвесторов/аналитиков, устраняет ошибки во входной информации, доступной аналитикам, снижает для IR-службы трудоемкость последующей «вычитки» моделей оценки стоимости компании.
И наконец отметим, что представленная с помощью Data Book информация позволит Вам наиболее выгодно расставить акценты в данных о Вашем бизнесе, привлечь должное внимание к желаемым показателям и тенденциям, задать желаемое восприятие рыночных позиций Вашей компании.
Язык конкретных показателей и числовых рядов автоматически приближает компанию, имеющую IR Data Book, к положению центра компетенций по своему сектору. И не за горами тот день, когда Ваших прямых конкурентов будут оценивать через призму Вашего взгляда на рынок и на позиции его игроков.
Подробнее с особенностями разработки Data Book, а также с применением других технологических новинок в IR можно познакомиться на Практической конференции «Современные каналы коммуникаций с инвесторами», которая состоится 27 февраля 2012 г. в Москве, отель The Ritz-Carlton Moscow.
Скачать пример полнофункционального Data Book можно по адресу:
http://avangardco.ua/eng/for-investors/financial-overview/data-book/