В России, по данным исследования сервиса онлайн-бронирования туристических услуг Welcome-to-Russia, туристические компании, предоставляющие услуги интернет-бронирования, не испытывают большой конкуренции, а онлайн-продажи готовых туров вообще явление уникальное. К тому же, недостаточно развита система интернет-бронирования отелей: даже среди московских гостиниц не более 20% могут предложить клиентам такую услугу.
Каких-нибудь пару десятилетий назад покупка билетов на поезд или самолет, бронирование гостиничного номера или апартаментов всего за несколько минут были просто невообразимы. С появлением интернета планирование путешествий стало как никогда быстрым и легким: достаточно зайти на веб-сайт, ввести параметры поиска и сделать заказ - никаких длинных очередей в кассы, забытых дома документов и утомительных звонков! При необходимости всегда можно ознакомиться с подробной информацией в режиме онлайн. На сайтах представлен широкий спектр туристических услуг, начиная с выбора подходящего времени перелета и заканчивая прокатом автомобиля. Кроме того, при покупке тура предлагается возможность выбора большого количества дополнительных услуг: трансфер, экскурсии, круизы, рестораны, дайвинг, услуги профессионального переводчика.
Первые сервисы онлайн-бронирования возникли в США еще в конце прошлого тысячелетия и быстро завоевали аудиторию. Спустя десятилетие появились они и у нас. Первой в России продажу авиабилетов через веб-сайт начала авиакомпания «Сибирь», в СНГ - украинская «АэроСвит».
Все более очевидным становилось преимущество заказа через интернет. Например, если раньше резервирование железнодорожного билета в режиме онлайн предполагало лишь отдельную более короткую очередь на вокзале, то на сегодняшний день электронный билет – полноценная альтернатива бумажному.
С развитием онлайн-бронирования появилась необходимость совершенствования системы безопасности платежей. Сегодня даже самые неопытные путешественники все чаще предпочитают безналичный расчет, поскольку системы бронирования гарантируют полное соблюдение правил конфиденциальности, а все сведения о кредитной карте шифруются при помощи специально разработанных технологий. Выросло также число и разнообразие видов оплаты: теперь внести средства за билет на самолет можно через терминал для оплаты мобильного телефона.
Однако отечественный потребитель с меньшим энтузиазмом отнесся к появлению нового сервиса, чем американские и европейские путешественники. Результаты исследований в США подтверждают, что большинство американцев считают качество сервиса интернет -услуг выше, чем у традиционных туроператоров. В некоторых странах привычные способы приобретения туристических услуг становятся менее популярными, чем покупка через Интернет. Возросла конкуренция среди агентств по онлайн-бронированию.
В России, по данным исследования компании Welcome-to-Russia (сервиса онлайн бронирования туристических услуг), туристические компании, предоставляющие услуги интернет-бронирования не испытывают большой конкуренции, а онлайн-продажи готовых туров вообще явление уникальное. Россияне используют глобальную сеть скорее в качестве источника информации о турах, наличии и стоимости номеров и билетов, однако покупки предпочитают совершать более традиционными способами. К тому же, недостаточно развита система интернет-бронирования отелей: даже среди московских гостиниц не более 20% могут предложить клиентам такую услугу.
Кстати, большое количество агентств по онлайн-бронированию все еще работает по старой схеме: пользователь заполняет заявку с указанием своих данных и параметров тура для дальнейшего общения с оператором, то есть реальное бронирование происходит уже по телефону. Еще одной важной причиной медленного роста, казалось бы, перспективного сервиса на рынке туристических услуг является недоверие российского потребителя к способам оплаты через интернет. Кроме того, далеко не каждый россиянин является владельцем кредитной карты. К тому же, большинство карт являются дебетовыми и не позволяют произвести платеж посредством интернета.
Ольга Тимофеева, маркетолог проекта Welcome-to-russia.ru:
— В течение уже 10 лет компания Welcome to Russia наблюдает разительные перемены на рынке онлайн-бронирования. Когда в 2001 году мы начинали работать, конкурентов было всего с десяток, и мало кто мог предложить качественную автоматизированную систему бронирования.
Клиенту надо было связываться с менеджерами, узнавать наличие номеров в гостиницах, авиабилетов, а также приходилось приезжать в офис и оплачивать заказ наличными деньгами. Сейчас все гораздо проще, как для компаний, так и для клиентов. В два клика можно иметь подтвержденную бронь, а век высоких технологий предлагает целую палитру вариантов оплаты.
Сейчас на рынке работают уже не единицы, а сотни компаний, конкуренция внушительная. Причины — рост популярности интернета, увеличение благосостояния населения, ежегодные туристические поездки, которые для россиян уже не роскошь, а традиция. Вот почему услуги онлайн-бронирования стали очень популярны, и мы ожидаем только стабильного роста спроса на них.
Однако несмотря на то, что еще 5 лет назад сегмент туристических услуг через интернет у нас практически отсутствовал, по данным исследований Российского союза туриндустрии, годовой объем рынка интернет-продаж в России составляет более 55 млрд руб., а на ближайший год ожидается увеличение спроса на 35-40%. Лидирующую позицию в сфере туристических услуг в сети по-прежнему занимает сегмент продажи авиабилетов: на его долю приходится около 42 млрд руб., при этом, по прогнозам, ежегодный рост на 30% в ближайшие годы и увеличение в 2,5-3 раза уже в следующем году. Второе место приходится на услуги по продажам железнодорожных билетов. И лишь на третьем месте находятся системы бронирования гостиниц и апартаментов.
Еще в 2009 году аналитики спрогнозировали рост объема онлайн-продаж в сфере туризма до 38% объема мирового туристического рынка к 2011 году. Владельцы гостиничных номеров также оценили преимущества онлайн-продаж: все больший рост интернет-продаж наблюдается через сайты таких гигантов, как booking.com и Expedia. Кроме того, в последнее время выросло число объектов на рынке посуточной аренды квартир: такой вид сдачи жилья оказался куда более выгодным, чем долгосрочная аренда. Увеличился и спрос на данную форму аренды: туристы все чаще выбирают съем на непродолжительный период, предпочитая посуточную аренду гостинице. Помимо прочего, развитие сектора интернет-бронирования позволит привлечь путешественников в «низкие» сезоны – во время традиционного спада потока туристов.
С каждым днем увеличивается количество пользователей рунета, и вполне возможно, что в условиях развития индивидуального туризма интернет-сервисы смогут вытеснить предложения оффлайна.