18.01.2012 00:00
Новости.
Просмотров всего: 5091; сегодня: 2.

Репутация - сестра признания

Что нужно понять и сделать украинским компаниям для успешной реализации своих торговых сделок за рубежом.

«Наше сотрудничество поставка товара необходимо кредитное страхование. Ждать подтверждения. Просьба смогли ускорить решение», – так приблизительно переводится ответ на ломаном английском представителей одной из крупных украинских компаний своему иностранному поставщику. Языковой барьер, к сожалению, не единственный, с которым приходится сталкиваться иностранным торговым партнерам во время сотрудничества с украинскими компаниями. И поскольку большинство отечественных компаний при выходе на международные рынки продолжают упрямо вести бизнес по украинским «понятиям», им не приходится рассчитывать и на выгодные условия финансирования, не говоря уже о получении финансирования для реализации своих торговых сделок в принципе.

Понять, чтобы привлечь

Четкое понимание требований со стороны иностранных партнеров очень важно в процессе привлечения международного финансирования. И обойти их стороной не получится. Тем более сегодня, когда прямое кредитование торговых сделок и проектов через украинские банки стало менее доступным: возросла стоимость, ужесточились требования к залогу, сократились сроки. Инструмент экспортного финансирования, в свою очередь, набирает оборотов, являясь более дешевым, долгосрочным и беззалоговым.

Барьеры, с которыми компаниям приходится сталкиваться в процессе привлечения международного финансирования, условно можно разделить на три группы: препятствия на уровне государства, компании и предпринимателей. «Все чаще эксперты компании IBcontacts получают запросы от топ-менеджеров отечественных предприятий на привлечение финансирования под новые проекты. Наиболее часто такая необходимость возникает у игроков рынков пищевой промышленности, сельского хозяйства, животноводства и возобновляемой энергетики», – рассказывает руководитель проектного департамента компании IBcontacts Анна Победимская.

Да и сами иностранные поставщики считают барьеры на пути к привлечению международного финансирования главным источником проблем при сотрудничестве с украинскими торговыми и производственными компаниями. «В девяноста случаях из ста нидерландские экспортеры, работающие с Украиной, обращаются к нам с вопросами, которые касаются тех или иных трудностей при привлечении финансирования под двусторонние торговые сделки», – поделилась своим опытом советник по вопросам рынков стран Европы в Министерстве экономики, сельского хозяйства и инноваций Королевства Нидерландов Рихонда Биренс.

Более того, сегодня иностранные экспортеры ведут ужесточенную борьбу за возможность предоставления своим покупателям выгодных условий финансирования торговых сделок. «Если раньше поставщики конкурировали между собой в качестве предоставляемой продукции, то теперь объемы торговли с импортерами напрямую зависят с возможностью предоставить как можно более выгодные условия финансирования своим покупателям», – подтвердила генеральный директор компании IBcontacts Катерина Барабаш.

В силу актуальности данного вопроса 8 ноября 2011 года компания IBcontacts организовала Второй международный семинар по торговому и проектному финансированию для топ-менеджеров торговых и производственных компаний. Спикерами мероприятия выступили специалисты второго по величине в мире экспортного кредитного агентства (ЭКА) Atradius, нидерландского финансирующего банка Rabobank, эксперты компании IBcontacts, а также представители кондитерской фабрики «ЖЛ» и агрохолдинга «Мрия».

State-контроль

Как это ни прискорбно, но при выходе на международный рынок капитала, отечественным компаниям никак не обойти низкие рейтинги нашей страны. Позиция Украины на международном рынке напрямую влияет на стоимость, сроки и другие условия, оговариваемые с иностранными финансирующими и страхующими институтами (зарубежными банками и иностранными ЭКА). Как известно, Украина сегодня находится на седьмом, самом низком, уровне по классификации стран ОЭСР, которой обязаны придерживаться все иностранные экспортные кредитные агентства.

«Данная позиция Украины связана в первую очередь с высокими политическими рисками страны, включающими в себя частую смену власти, коррупцию и др. Ведь по экономическим показателям Украина должна находиться, по крайней мере, на пятой ступеньке градации ОЭСР, которую, к слову, занимает Казахстан. Замечу также, что России присвоена третья позиция, что означает более выгодные условия экспортного финансирования для российских торговых компаний», – объяснила г-жа Барабаш.

С учетом столь низкого рейтинга нашей страны, украинским компаниям международное финансирование сегодня обходится в 7-11% (разовая премия ЭКА) плюс 3-4% годовая ставка финансирующего банка при прямом финансировании на украинскую компанию-заемщика. Хотя справедливости ради стоит заметить, что даже при такой стоимости украинским компаниям дешевле и выгоднее (более длительные сроки, беззалоговость займа) привлечь международное финансирование, нежели кредитоваться в украинских банках напрямую.

В идеале лоббировать повышение позиции страны на международном уровне должно государство в лице Министерства экономического развития и торговли Украины, но на практике правительство никак этому не способствует. А расплачиваться за это приходится украинским компаниям двойной ценой. Более того, в Украине существует масса проектов, которые заслуживают государственных гарантий в силу своей социальной важности. Но этого не происходит, поскольку механизма получения и, главное, приведения их в исполнение в нашей стране до сих пор не существует. В данном случае речь идет не просто о письме поддержки. Государство должно взять на себя финансовые обязательства погасить кредит иностранному банку в случае, если что-то пойдет не по плану.

Еще одна интересная тенденция сложилась на международном торговом рынке относительно украинских компаний: проблема непрозрачности и недостоверности финансовой отчетности, предоставляемой отечественными предприятиями, достигла таких масштабов, что некоторые иностранные эксперты справедливо относят ее к рискам страны. И с этим трудно поспорить. Зарубежные партнеры привыкли получать различную финансовую информацию от отечественных компаний, что значительно подрывает уровень доверия к украинской стороне. Для ЭКА и зарубежных финансирующих банков эта причина нередко является поводом для отказа в финансировании покупателей из Украины.

Комплексная терапия

Барьеры на уровне компании и предпринимателей, очень тесно переплетены. Сюда необходимо отнести, в первую очередь, неосведомленность украинских компаний в вопросах, касающихся процедуры привлечения экспортного финансирования. Топ-менеджеры и финансовые директора компаний зачастую не понимают последствий такого незнания. Самым ярким примером служит неготовность, а часто и нежелание компаний предоставлять необходимую информацию о показателях своей деятельности при запросе от иностранных ЭКАс целью проведения ими кредитной проверки торгового партнера из Украины.

«Проводя такие проверки для иностранных ЭКА в Украине, наша компания аккумулировала любопытные сведения: только 10 компаний из 100, на которые поступают запросы ЭКА, знакомы с понятием экспортного финансирования; 40 компаний из 100 готовы предоставить информацию, необходимую для проведения кредитной проверки, после детального разъяснения процедуры, возможностей и последствий бездействия...

Aвтор: Ирина Василенко, руководитель департамента внешних коммуникаций компании IBcontacts

Полную версию статьи читайте в IBobserver (декабрь 2011-февраль 2012)


Ньюсмейкер: IBcontacts — 12 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...